Выступление директора МАОУ СОШ №5 г. Сосновоборска перед педагогическим коллективом 11.04.2024г.
МАОУ СОШ №5 г. Сосновоборска сегодня является организацией, где получают образование все желающие с 6,5 лет без ограничения в своих психофизических возможностях по программам начального, основного, среднего общего, в т.ч. адаптированным. В образовательной организации на 01.04.24 г. обучаются 1210 человек, из них на начальном уровне образования – 579, основном – 578, среднем – 53 человека. Кроме того, в школе имеются классы для обучающихся с ОВЗ, в которых получают образование 95 человек. Предлагая различные формы обучения и имея опыт работы с различными категориями учащихся, МАОУ СОШ №5 уже сегодня стало школой для всех, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей с отклоняющимся поведением, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так как качественный состав нашей школы очень неоднороден, наше особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство школы каждого ребенка и его успешной социализации. Это соответствует принципам, отраженным ФГОС нового поколения.
Здание школы имеет 2 блока: основной блок школы и блок начальных классов. Помимо учебных кабинетов в МАОУ СОШ № 5 имеются и используются:
- 2 спортивных зала, мастерские (швейная, столярная, слесарная), кабинет обслуживающего труда, кабинет домоводства, швейный цех;
- библиотека, медицинский и процедурный кабинеты, кабинет сенсомоторного развития, 3 логопедических кабинета, 2 кабинета практической психологии;
- Центр образования «Точка роста» естественнонаучной направленности (химия, физика, биология);
- 2 кабинета информатики, один из них является школьным IT-центром.
Все учебные кабинеты оснащены мультимедийным либо интерактивным оборудованием.
За время своего существования школа достигла определенных успехов и приобрела индивидуальность в муниципальной системе образования. За последние три года в школе произошли значительные изменения, свидетельствующие о постоянном ее развитии.
МАОУ СОШ № 5 г. Сосновоборска активно внедряет элементы эффективно организующей учебно-исследовательской и метапредметной деятельностной среды:
- профильное обучение в 10-11 классах;
- реализация образовательного проекта «Мое открытие», нацеленного на развитие проектных и учебно-исследовательских компетенций учащихся 8 классов;
- педагогическое сопровождение учащихся 10-11 классов в рамках реализации курса «Индивидуальный проект»;
- реализация курсов внеурочной деятельности, направленных на организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов («Мои первые исследования», «Лаборатория юного химика», программы допобразования);
- реализация курсов внеурочной деятельности, направленных на развитие метапредметных компетенций («Учимся для жизни», «Функциональная грамотность» (читательская, математическая, естественнонаучная);
- тесное взаимодействие с партнерскими организациями на основе соглашений (образовательным центром «Октопус», «Код будущего», краевой ассоциацией «Территория бизнес-развития»).
Исходя из вышеизложенного, МАОУ СОШ № 5 города Сосновоборска имеет сильный потенциал для модернизации модели образовательной среды учреждения, обеспечивающей формирование и развитие ресурса каждого ребенка и педагога. Такой моделью может стать лицей.
Проект программы лицея № 5 г. Сосновоборска (далее - Лицей)
Миссия: Центр непрерывной подготовки личности
Миссия лицея заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полноценное развитие индивидуальных способностей каждого ученика, свободу, продуктивное общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса (лицеистов, учителей, родителей, администрации), психологический комфорт, высокие творческий настрой и мотивацию учения и других видов деятельности.
Более конкретно она выражена в характеристиках модели личности выпускника нашего лицея.
Выпускник нашего Лицея - это:
Личность, владеющая идеями сотрудничества как целью, средством и инструментом для осуществления продуктивных коммуникативных процессов;
Человек коммуникабельный, умеющий общаться, способный аргументированно высказать свою точку зрения, выслушать и понять другого человека, обладающий критичностью мышления;
Личность, обладающая высоким уровнем национального самосознания, ориентированным на общечеловеческие ценности, лучшие качества своего народа, добродетелями, нравственными и духовными ценностями, готовностью к самоотдаче, гражданской ответственностью, правовым самосознанием и толерантностью мышления;
Личность, владеющая оптимистическим взглядом на реальный мир, обладающая целостной картиной мира в духовно-нравственной, чувственной, интеллектуальной и практической сферах деятельности, построенной с использованием возможностей профильных, непрофильных курсов и системы дополнительного образования;
Личность, имеющая систему четких ценностных ориентиров, владеющая умениями самоанализа, способная адаптироваться в обществе, в социальном пространстве, обладающая способностью к социализации;
Личность интеллектуальная, творческая, способная к преобразовательной деятельности, обладающая активной жизненной позицией, имеющая потребность и способность к самоизменению;
Человек, способный укреплять, сохранять и восстанавливать своё здоровье: духовное, психическое, интеллектуальное, физическое.
Миссия реализуется за счет сочетания следующих факторов:
-
индивидуальные образовательные маршруты;
-
интегрированные образовательные программы;
-
образовательная среда школы полного дня;
-
развитие кадрового потенциала;
Образовательная модель Лицея
Предполагает интеграцию урочной, внеурочной, внеучебной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной, творческой, технической, физкультурно-спортивной, естественно-научной направленности.
Инструменты образования и воспитания
Инструментами образования и воспитания в преемственности от детского сада до старшей школы являются:
-
коллективные творческие дела (игры, образовательные события, творческие проекты, школьный театр);
-
погружение в творческую среду и формирование художественно-эстетической картины мира;
-
участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях;
-
занятие спортом и активными видами деятельности;
-
общественно-полезная деятельность;
-
участие в ученических органах самоуправления;
-
практико-ориентированное обучение;
-
включение обучающихся в социальные проекты Лицея;
-
прикладная исследовательская деятельность совместно с индустриальными и академическими партнёрами;
-
предпрофессиональное образование в различных форматах взаимодействия с индустриальными партнерами (стажировки, лабораторные исследования, проекты).
Задачи Лицея:
Обеспечение условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов:
-
Создание комфортной развивающей образовательной среды для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
-
Расширение внедрения в образовательный процесс информационных технологий, дистанционных форм и методов обучения;
-
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
-
Разработка новой образовательной программы лицея с учетом ФГОС;
-
Совершенствование системы оценки качества образования обучающихся начальных классов, выпускников 9-х классов;
-
Повышение качества образовательных услуг на основе систематического мониторинга урочной и внеурочной форм обучения;
-
Совершенствование работы лицея по подготовке выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации.
Развитие системы поддержки талантливых детей:
- Активизация системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сети муниципальных общеобразовательных учреждений;
- Организация деятельности Лицейских центров дополнительного образования для детей, увлеченных изучением физики, математики, информатики;
- Совершенствование системы подготовки одаренных детей к спортивным, творческим, интеллектуальным олимпиадам, конкурсам, состязаниям;
- Расширение внеаудиторной занятости обучающихся Лицея, создание условий для творческой деятельности обучающихся;
- Организация экскурсий, туристических путешествий;
- Выезды на предприятия, организации города и за его пределами;
- Организация работы Центра тьюторской практики;
- Совершенствование воспитательной системы лицея через формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей;
- Развитие инициативности обучающихся;
Особенности Лицея (с учётом долгосрочной перспективы развития)
Дошкольное образование
Лицей будет реализовывать программы дошкольного образования для воспитанников 5,5-6 лет. У МАОУ СОШ № 5 и правопреемника Лицея есть своё здание детского сада и будут открыты группы кратковременного пребывания для детей (присмотр и уход), а так же дополнительная подготовка по следующим программам: «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», «Математические ступеньки», «Знакомство с окружающим миром», «Калейдоскоп открытий», «Весёлый английский язык», «Играйте на здоровье!», «Волшебная кисточка», «Труд + фантазия».
Школа полного дня
Лицей будет работать в формате школы полного дня с 8.00 до 18.30. Кроме уроков, ученики будут выполнять домашние задания, участвовать во внеурочной деятельности, образовательных событиях, посещать кружки, секции и клубы.
Индивидуальный учебный план
Ученики Лицея будут имеют возможность осваивать образовательную программу по индивидуальным учебным планам, выбирая предметы для изучения на углубленном уровне, курсы внеурочной деятельности, программы дополнительного образования, темы проектной и исследовательской деятельности.
Тьюторское сопровождение
С учениками с особенностями развития в Лицее будет работать тьютор, который отвечает за присмотр за детьми и их сопровождение при прохождении индивидуальных образовательных маршрутов.
Дополнительное образование
Лицей будет реализовываться более 25 программ для детей по направленностям: социально-гуманитарное, техническая, физкультурно-оздоровительная, художественная, естественно-научная, социально-педагогическая, военно-патриотическая, культурологическая.
Профильное обучение
Ученики Лицея с 7 класса будут иметь возможность изучать предметы на углубленном уровне по следующим профилям: физико-математический, естественнонаучный, социально-гуманитарный.
Сетевое взаимодействие
МАОУ СОШ № 5 и правопреемник - Лицей регулярно взаимодействует со всеми социально-значимыми организациями города Сосновоборска. В перспективе развития – заключение договоров о сетевом сотрудничестве с вузами г. Красноярска.
Олимпиадное движение
Ученики Лицея будут иметь практическую подготовку и возможность принимать участие в многочисленных олимпиадах муниципального, краевого и федерального уровня.
Родительский клуб
Родители могут “учиться” в Лицее вместе с детьми, посещая встречи родительского клуба. Педагоги Лицея, сотрудники психологической службы знакомят родителей с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения.
Критериальное оценивание
Оценка в Лицее будет иметь функцию инструмента развития ребенка. Все учебные задания будут оцениваться по заранее известным критериям, что позволит ученику подходить к их выполнению более осознанно.
Учебно-научные лаборатории
В МАОУ СОШ № 5 и правопреемнике Лицее есть несколько лабораторий: лаборатория физических исследований «Точка роста», лаборатория эколого-биологических исследований «Точка роста», лаборатория информационных технологий «IT - центр». Занятия на современном лабораторном оборудовании помогают ученикам старших классов получить предпрофессиональные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей учебе и работе.
Важный фактор привлекательности Лицея — сильная образовательная идея, в которую верят учителя. Она заключается в том, что каждый ученик может построить собственную образовательную траекторию. Вне зависимости от того, на каком направлении учится лицеист, он вправе выбирать вариативные курсы, факультативные предметы, направление индивидуальной работы и даже преподавателя. Он сам проектирует свое образовательное будущее — модель образования, которая приведет его к профессии.
В.В.Решетняк
|